Скопировать в буфер В одну строку

Билл Доббинс Эволюция судейства в бодибилдинге Есть ли стандарты? Откуда они?

(Перевод Александра «Хаммер» Краснопёрова, 2001 год)

Не существует никаких «писанных правил» судейства в бодибилдинге. Все знают, что это — самая спорная часть, включающая в себя пункты, пропорции мышц, сепарацию и прочее, т.е. все это — субъективные оценки судей, не более того. Еще до конкурса судьи должны представлять себе каждого из участников. Оценки выносятся на основании общего мнения всех судей. Значит, судейство в бодибилдинге всегда субъективно и всегда относительно.
Все это предполагает, что судьями должны быть люди, сами в прошлом занимающиеся культуризмом.
Однако, если критерии оценки судей все-таки существуют, то почему стандарты, которые, казалось бы, должны быть заложены в умах судей, меняются и, через некоторое время тот, кто считался «мускулистым и большим» становится «маленьким и хилым»?
Ответ прост — не судьи создают стандарты, а сами бодибилдеры. Стандарты эти исходят из достижений самих участников соревнований. Понятно, что судьи не ожидают, что кто-то из участников сделает «тройное что-то», когда все остальные делают «двойной что-то» и тот, кто сделает этот «тройной что-то» и становится победителем.
Именно таким путем шла эволюция судейства в бодибилдинге. Судьи знали стандарт, существующий в спорте и если появлялся кто-то, кто «ломал» этот стандарт, то стандарт менялся.
Давайте вернемся назад к конкурсам 40-х годов и даже раньше. Соревнования того времени мало напоминали сегодняшние конкурсы.
Ирония заключается в том, что изначально конкурсы культуризма напоминали сегодняшние фитнес-конкурсы. Тогда это называлось «Физическая Культура». Спортсмены различных видов спорта в 20-30 годы соревновались между собой: гимнасты показывали акробатические номера, тяжелоатлеты поднимали тяжести, борцы устраивали поединки. Как выявить лучшее, сравнивая яблоко с апельсином?
С этой проблемой и столкнулись судьи того времени. Как сравнивать боксера, тяжелоатлета и гимнаста? Тогда на первый план и вышло телосложение. Естественно, что тяжелоатлеты получили громадное преимущество, так как имели большие объемы мышц. Они и начали выигрывать конкурсы. Не важно, что атлеты, занимающиеся другими видами спорта, порой были более сильными. Просто штангисты ВЫГЛЯДЕЛИ больше и массивнее.
Эволюция Физической Культуры, в конце концов, привела к современному бодибилдингу. Первый конкурс «Мистер Америка», проведенный в 1939 году и первый «Мистер Америка», проведенный AAU в 1940 году, выиграл Джон Гримек. Гримек обладал потрясающим телосложением, опережающим общепринятые стандарты на несколько лет.
В 40-х годах появились два атлета, чье телосложение стало идеалом для последующих поколений культуристов примерно лет на 50. Это Кларенс Росс и Стив Ривз, особенно Ривз, который, без сомнения, был одним из самых красивых людей, когда-либо живших на планете. Как вспоминал Арманд Танни: «Когда Стив шел по пляжу Санта-Моники, люди оборачивались и с восхищением смотрели ему вслед».
Конечно, культуристы того времени тренировались и питались не так, как современные бодибилдеры. Тренировки их, скорее, напоминали тренировки штангистов: проработка всего тела на каждой тренировке, по одному-два сета на группу мышц с большими весами и малым количеством повторений. Их диетой были бифштекс и натуральное молоко. Основной задачей того времени было создать гладкое мускулистое тело. Нужно было не только ВЫГЛЯДЕТЬ, но и быть действительно сильным. Посмотрите на Росса, Ривза, Билла Перла или Рэга Парка, тех, кто определял стандарт вплоть до 1965 года, даты проведения первого «Мистер Олимпия».
Судьи тогда не обращали внимания на прорисовку мышц и даже если появлялся атлет, добившийся такой прорисовки, как, например, Винс Жиронда, судьи не отдавали ему предпочтения. Но, между тем, именно Жиронда определил критерии судейства на следующий период времени.
В течение 25 лет, с 1940 по 1965 год, судейство претерпело изменения и в связи с тем, что появились новые знания о пищевых добавках и тренировочных методиках.

(Далее идет кусок, восхваляющий «заслуги» Джо Вейдера, который я переводить отказываюсь. — прим. Хаммер).

Переломной точкой стал 1968 год, когда Джо вывел на сцену молодого Арнольда Шварценеггера. Во Флориде оказалось два претендента на победу — Арнольд и Фрэнк Зан. И хотя Шварценеггер был почти в полтора раза массивнее, но выглядел «залитым», тогда как у Зана, казалось, начисто отсутствует не только жир, но и кожа. Победа была присуждена Зану, что удивило Австрийского Дуба, но не смутило. Он переехал в Калифорнию, поселился вместе с Заном и стал набираться ума, узнавая о пищевых добавках, диетах и методах тренировок.
Бодибилдеры того времени использовали сильные мочегонные препараты, жертвуя массой ради прорисовки и четкости мышц, ставшими стандартом.
Конечно, многое в 70-е годы делалось неправильно. Явная перетренированность при двух ежедневных тренировках шесть раз в неделю, применение высокоандрогенных анаболиков, приводящих к задержке жидкости и последующее выведение ее с помощью простых и очень сильных препаратов типа Лазикс и многое другое.
Ли Хэйни, Том Плац, Рич Гаспари, Дориан Ятс — каждый из этих атлетов оказал влияние на эволюцию судейства.
Сегодня мы имеем Ронни Колемана с весом более 130 килограммов и Флекса Уиллера, до последнего времени являющегося стандартом пропорциональности и симметрии. А ведь есть еще Нассер Эль-Сонбати, Кевин Леврон и Ли Прист. Стандарты постоянно растут и это сказывается на судействе всех уровней. Сегодняшние «Мистер Калифорния» вполне мог бы стать победителем на первых «Олимпиях».
Стандарты мужского бодибилдинга пришли и в женский. Когда женские конкурсы только начинали проводиться, судьи не имели представления о способах судейства и полагались лишь на свой вкус и интуицию. Благо, что тогда спорт пошел по пути Рэчел Маклиш и Кори Эверсон.
Однако, в 1992 году, по просьбе IFBB правила были изменены, что привело, фактически, к краху женского бодибилдинга.
Мы уже проследили за изменениями стандартов в мужском культуризме от Ривза к Арнольду и Зану, затем — к Хэйни и Ятсу и, наконец, к Уиллеру и Колеману. В женском же красота Рэчел Маклиш сменилась потрясающей формой и симметрией Кори Эверсон, затем стандарт «массы» был поднят и на первый план вышла «Флекс Уиллер в юбке» Ленда Мюррей. А после того, как с 1996 по 1999 год «Мисс Олимпия» становилась Ким Чижевски…
Все это должно научить судей не переносить в бодибилдинг из других видов спорта никаких критериев судейства. Любые критерии, не основанные на интуиции судей, могут лишь навредить. Один из примеров — так называемые «натуральные» соревнования, где допинг-контроль не проводится, но, при этом, любой участник может быть дисквалифицирован только за то, что ВЫГЛЯДИТ как атлет, применяющий анаболики. Таким образом атлет, имеющий уникальную генетику и не применяющий анаболики, не сможет стать победителем.
Квалификация судьи должна определяться по его умению определять наиболее совершенное телосложение. Те, кто не способен этого делать, должны уйти. При судейской бригаде в 7-9 человек возможно получение объективной оценки в спорте, в котором нет НИКАКИХ рекомендаций относительно судейства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Verified by MonsterInsights